Негативные следствия экономического спада. С самого начала финансовый спад ударил по рынку ипотечного кредитования, что разом повлекло за собой сворачивание банками-кредиторами абсолютно всех схем по ипотечным кредитам и привело к тому, что рынок ипотеки напрочь впал в замороженное состояние. Вторая волна кризиса отразилась на автокредитовании. Рынок автомобильных кредитов получил в полном составе такие же признаки, что приобрели и подобные продукты финансовых институтов, прочувствовавшие на себе неутешительные последствия экономического кризиса, в виде всестороннего понижения предложения, повышения процентных ставок и принятия наиболее строгих условий. Как стало известно, за 2009 год количество предоставленных средств намного уменьшилось, не только в сфере автомобильных кредитов, но и в остальных отраслях, таких как потребительский кредит и ипотечный кредит. В начальные декады нынешнего года было отмечено уменьшение объемов выдачи в этих областях больше чем в 5 раз. Проблемы в сфере автомобильных кредитов порождены лишь двумя важными причинами. Самый значительный – это проблемы в кредитном секторе, а второстепенный - это проблемы у самих производителей автомобилей. Еще совсем недавно обсуждалось информацию о возможном банкротстве такой организации как Дженерал Моторс. Подобный логичный пример прекрасно показывает возникшую обстановку у автомобильных компаний. Также не отстают и продавцы автомобилей. По информации Европейской ассоциации автоконцернов ACEA в первом месяце года было зарегистрировано понижение товарооборота машин в Европе на 27%, в феврале – на 18,3 процента. Положение на автомобильном рынке РФ как водится еще хуже, чем кажется. Как заявляет European Business Association, лишь за первые пару месяцев 2009-го года в Российской Федерации было сбыто на 36% автомобилей меньше, чем за такой же срок предыдущего года. Бесспорно, авторынок в РФ впрямую зависит от состояния рынка автокредитования. Практика показывает, что в 2008 году 40-50 процентов от всех приобретаемых автомобилей покупались в кредит. Сейчас всего лишь 15 процентов автомобилей покупаются в кредит. Это определено в первую очередь тем, что новые драконовские требования кредиторов просто-напросто испугали потенциальных заемщиков. В отдельных банках ставка на кредиты повысилась в 1,5-2,5 раза по сравнению с 2008 годом, увеличилось количество отказов, превалирующая часть банков отказались от кредитования без первоначального взноса и от включения тарифа КАСКО в общую сумму кредита на автомобиль, не говоря уже о возможности отказа от автокаско в целом. Таким образом, интерес на кредитные машины начал помаленьку угасать, а на фоне больших проблем у автоконцернов, это в свою очередь привело к малоутешительной ситуации. В целях поддержки отечественного автопрома была введена госпрограмма льготного автокредитования. Смысл её содержится в том, что государство само платит две трети от процентной ставки, которая сейчас составляет 13%. Таким образом, процентные ставки по льготным автокредитам выходят дешевле первоначально определенных на 8,6%, а расходы заемщика в таком случае оказываются меньше на величину до 40 тыс. руб. По отзывам экспертов на момент внедрения этой государственной программы, она никак не сумела бы значительно переломить положение дел в лучшую сторону, это заявление основывалось на трёх доводах: льготная программа предусмотрена всего лишь на 12 месяцев, и уже в декабре 2011-го года выдача льготных кредитов завершится; выдавать льготные кредиты могут лишь три банка, это СБРФ, Внешторгбанк и Российский сельскохозяйственный банк; купить по такой программе можно будет только лишь автомобили из правительственного перечня. Сейчас рановато судить о результатах, на данный момент обстановка частично стабилизируется благодаря изменению положения с ликвидностью в банковском секторе, а также уменьшению стоимости привлекаемых активов. В результате чего порядочное количество банков планируют снизить свои процентные ставки по автокредитам. Предполагается, что рынок автокредитования сможет выйти на прошлый уровень во второй половине 2009-го года, а к декабрю 2009 года, по суждению игроков рынка, доля автомобилей, взятых в кредит возрастет до 30-35%. Хотя это возможно лишь только в том случае, если не случится второй волны финансового кризиса.
|